Библиографическая продукция(Методико-библиографическое пособие)
Виртуальный методист - .
(o)

Муниципальное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
ЦГБ им. М.Горького
Справочно-информационный отдел

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

 

Методико-библиографическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Батайск
2011
91.9:78
Б 59

 

 

 

 

 

 

Составитель: Малютина Н.В.

Ответственный за выпуск:
директор МУК «ЦБС» Парасоцкая Е.В.

 

 

 

 

 

Библиографическая продукция [Текст]: методико-библиогр. пособие  / МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; сост.: Н.В. Малютина. – Батайск, 2011. – 12 с.

 

 

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию рекомендации в помощь работе над выпуском библиографической продукции.
Пособие содержит теоретический материал, раскрывающий понятие «библиографическая продукция», типы и виды библиографических пособий.  Перечислены формы рекомендательной библиографии, с указанием их основных элементов.
Дополняет информацию библиографический список литературы, в котором отражены книги и статьи из профессиональной периодики, поступившие в отдел методико-библиографической работы за последние 10 лет. Отбор документов закончен в апреле 2011 года.

Понятие «библиографическая продукция» — обобщающее. Библиографическая продукция — это документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания потребителей (читателей).
Библиографическая продукция — это прежде всего разнообразные библиографические пособия. Библиографическое пособие представляет из себя упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по определенному принципу.
Библиографические пособия подразделяются на типы и виды.

Типы библиографических пособий
По структурным и методическим особенностям ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» выделяет три основных типа библиографических пособий — библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор, хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.
Библиографический указатель отражает книги, статьи и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему (проблему), либо широкую, многоаспектную — даже отрасль знания. Это и обусловливает сложность его структуры (наличие разделов и подразделов), влияет на порядок расположения библиографических записей в пределах каждого деления. Библиографические указатели имеют научно-справочный аппарат (предисловие, различные вспомогательные указатели).
Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. Он чаще всего невелик по объему, прост по структуре, не имеет справочного аппарата. Одной из разновидностей библиографического списка являются памятки читателю
Библиографический обзор — это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах (произведениях печати). Б библиографическом обзоре характеристика литературы дополняется необходимыми разъяснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, характер темы определяют количество произведений, о которых идет речь в обзоре, - его структуру, которая может быть как простой, так и сложной. Вариантами библиографического обзора являются беседы и рассказы о книгах.
Беседа или рассказ о книгах напоминают по форме те устные беседы, которые проводит библиотекарь на абонементе. Их цель — заинтересовать читателей определенной группы актуальными проблемами, помочь в изучении наиболее доступной и интересной литературы по какой-либо теме, произведений того или иного писателя. При этом характеризуются тема, значение творчества писателя, а затем рекомендуются книги и статьи по каждому вопросу. Переходя от простого к более сложному, от конкретных вопросов к более общим, читатель получает из книг определенный объем знаний.
Построение библиографического обзора, беседы и рассказа о книгах не отличается сложностью, и в приложении обычно приводятся алфавитные списки названных в них произведений.

Библиографические пособия разных типов снабжаются справочным аппаратом — предисловиями, вводными замечаниями к разделам, вспомогательными указателями Наибольшее распространение получили такие виды вспомогательных указателей, как:

  • авторский (в нем перечислены фамилии авторов произведений печати, отражаемых в библиографическом пособии);
  • именной (это перечень авторов, художников, композиторов, лиц, упоминаемых в книгах и статьях, составителей, редакторов и др.);
  • предметный (перечень предметных рубрик, отражающих содержание произведений печати);
  • тематический (перечень тем, раскрытых в произведениях);
  • географический (перечень географических объектов, о которых имеется материал в произведениях).

Виды библиографических пособий
Библиографические пособия подразделяются на виды в соответствии со следующими признаками: содержанием произведений, в них отраженных, временем их издания, полнотой охвата, способами характеристики и др. Но самый главный признак — это целевое и читательское назначение пособия.
В зависимости от назначения различаются: государственные, научно-вспомогательные, рекомендательные и профессионально-производственные библиографические пособия.
В зависимости от содержания произведений библиографические пособия подразделяются на универсальные, отраслевые, тематические, персональные, биобиблиографические, краеведческие, страноведческие.
В зависимости от времени издания библиографируемых произведений (хронологический признак) пособия подразделяются на текущие (регулярно информирующие о выходящей литературе), ретроспективные (сообщающие о произведениях, вышедших в свет за определенный период времени), перспективные (информирующие о намечаемых к выпуску изданиях).
В зависимости от вида применяемой библиографической группировки выделяются алфавитные, хронологические, систематические библиографические пособия. В алфавитном пособии библиографические записи даются в алфавите фамилий авторов (заглавий) отражаемых произведений. В систематическом пособии — по логически обоснованной системе, в соответствии со схемой классификации. Если записи произведений объединяются по датам их написания или опубликования, такое библиографическое пособие называется хронологическим.

К основным видам библиографических пособий относятся указатель, обзор документов, путеводитель и др.
Библиографический указатель – это библиографическое пособие, значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.
Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.
Путеводитель по документам – это библиографическое пособие, включающее наряду с библиографической информацией сведения справочного и методического характера.

Малые формы рекомендательной библиографии
К ним относятся списки, закладки, памятки, дайджесты.
Библиографические списки бывают информационные и рекомендательные.
Информационный список относится к пособиям с простой структурой и составляется с целью регулярного оповещения читателей о новых поступлениях в фонды библиотеки. Информационные списки отражают или новую литературу или документы предназначенные специалистам той или иной области.
Рекомендательные – их цель заинтересовать темой, поэтому они адресованы для не специалистов в данной области. Объем рекомендательного списка обычно невелик: 15 – 20 названий книг и статей, вышедших и опубликованных преимущественно в течение последних трех-пяти лет.
Структура списков: вступление, библиографические записи (БЗ).
Предисловие, вводный текст к разделам, аннотации должны быть краткими. Библиографические записи произведений по конкретным вопросам группируют в разделы, причем в начале списка предусматривается общий раздел, рекомендующий литературу по теме в целом.
Внутри разделов в первую очередь указываются наиболее ценные, интересные и доступные произведения.
В дополнение к библиографическим описаниям составляются аннотации, вступительные тексты, вводные замечания. Они кратко характеризуют содержание темы, раскрывают ее значение. В аннотациях отмечаются особенности каждой книги – содержание, формы изложения, подчеркивается ее значение и место в ряду других книг по данной теме.
В информационном списке БЗ состоят из библиографического описания и справочной аннотации. В рекомендательном -  библиографического описания и рекомендательной аннотации  (более объемной).
Библиографическая закладка (или список-закладка), одна из малых форм рекомендательной библиографии, рассчитанная на пробуждение читательсокого интереса. Отвечая на самые распространенные запросы, она помогает читателю сделать первые шаги к расширению кругозора, развитию ассоциативного мышления и повышению культуры чтения. На первой странице печатается название книги, к которой она составлена (заглавная книга), а в тексте содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике, жанру, которые можно разыскать в открытом фонде. Обычно содержит 3-7 документов.
Библиографическая памятка, малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. В библиографической памятке основное внимание обращается на вступительный текст, содержащий фактические сведения о лице или событии, а список литературы является приложением к нему. Основные элементы персональной библиогафической памятки: краткая библиографическая справка, перечень основных произведений автора с их лаконичной характеристикой, краткий рек. список литературы о нем и т.д.
Дайджест -  фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом.
Создается по актуальным темам, включает в сокращенном виде публикации из периодических изданий. Объем может быть разным: от нескольких страниц до 100 страниц. Структура дайджеста: титульный лист, оглавление, вступление, основная часть. Список литературы может находиться в конце каждого разделе или в конце дайджеста.

Создавая библиографические пособия, необходимо помнить о том, что надо отбирать качественную информацию, с учетом определенного читательского адреса. Например, пособия для детей должны содержать списки соответствующей их возрасту литературы и красочные иллюстрации.

Оформление библиографического пособия
Как и любое издание, пособие открывается титульным листом. На нем или на обороте следует указывать фамилию (фамилии) составителя и его инициалы. На титульном листе приводится также заглавие пособия, подзаголовок (сведения о типе пособия), выходные данные и в надзаголовке — наименование подготовившего работу учреждения (библиотеки).
Для набора различных структурных частей пособия (предисло­вия, вступительной статьи, основного текста и т. д.) применяются шрифты различных кеглей. Так, аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания. Порядковые номера записей должны быть выделены полужирным шрифтом, аннотации  - отделяться от описаний пробелом и начинаться с красной строки. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразде­лов, рубрик и подрубрик.
Художественное оформление библиографических пособий пред­полагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек или титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, портретов деятелей науки, культуры, искусства, карт и т.д.
Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекоменда­тельных пособиях. Не забывайте, что элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы худо­жественного оформления во всех выпусках серии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы
в помощь самообразования библиотечных работников

  • Азарова, О. Мир познается в игре [Текст]: [о библиографических пособиях-игрушках для детей // Библиотека. – 2000. - № 9. – С. 49-50.
  • Барейчева, Р.М. Краеведческие библиографические пособия [Текст]/ Р. М. Барейчева// Мир библиографии. - 2000. - N 4.- С.58-59.
  • Беспалова, Э.К.  Не перейти ли на дайдежсты? [Текст]/ Э. К. Беспалова // Библиография. - 2001. - N 5 – С. 45 - 49.
  • Борисова, Т. Традиции старые, подходы новые [Текст]: [об опыте Новгородской обл. по выпуску библиографических пособий] / Татьяна Борисова// Библиотека. - 2007. - № 3. - С. 66-69.
  • Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание [Текст]: учеб.-метод. пособ. – М.: Либерия, 2004. – (Библиотекарь и время. Вып. 7.)
  • Браже, Т. Чтение как способ самореализации и самоидентификации [Текст]: [о влиянии библиографических списков на чтение] / Тереза Браже// Библиотечное дело. - 2006. - № 10. - С. 31-32.
  • Волкова, И.В. Персональные указатели: опыт создания [Текст]: [о составлении библиографических пособий] / Ирина Викторовна Волкова// Мир библиографии. - 2007. - № 1. - С. 29-30.
  • Ганзикова, Г.С.  Инновации: образ действия [Текст]: [библиография для детей] / Г. С. Ганзикова// Мир библиографии. - 2010. - №1. - С. 9-12.
  • Головина, Г.В. Библиографическое обеспечение досуговой деятельности [Текст]: научно-практич. пособ. / Г. В. Головина. - М.: Либерия-Бибинформ, 2008. - 128 с. - (Библиотекарь и время. ХХI; № 79).
  • Ганзикова, Г.С.  Инновации: образ действия [Текст]: [библиография для детей] / Г. С. Ганзикова// Мир библиографии. - 2010. - №1. - С. 9-12.
  • Гусева, Е.Н. Типология в библиографии: основные направления развития [Текст]/ Е. Н. Гусева// Библиография. - 2007. - № 1. - С. 58-60.
  • Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учебник. – СПб: Профессия, 2002.
  • Добрынина, Н.Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность [Текст]: миссия, предназначение и роль / Н. Е. Добрынина// Библиография. - 2007. - № 1. - С. 28-37.
  • Досова, А.В. Палитра мастерства [Текст]: [о методах создания и видах библиографических пособий] / Альбина Валерьевна Досова// Библиотека. - 2004. - № 12. - С. 40-42.
  • Дулатова, А.Н. Аннотирование детской художественной литературы: учеб.-метод. пособие. – И.: Либерия, 2004. – (Библиотека и время. Вып. 5.)
  • Емельянова, Г.И.  От игры к рекомендательному указателю [Текст]/ Г.И. Емельянова// Мир библиографии. – 2003. - № 5. – С. 24-29.
  • Знаменщикова, О. Библиография – ориентир в мире литературы / О. Знаменщикова //Библиополе. – 2008 - № 2. – С. 31-35.
  • Иванова, Я. Применение новых информационных технологий в издании пособий по краеведению / Яна Иванова // Новая библиотека. - 2004. - № 2. - С. 32-33.
  • Калинина, И.Г.   Библиографическая продукция в электронном формате [Текст]/ И. Г. Калинина// Библиография. - 2004. - № 1. - С. 17-22.
  • Киселёва, Т.В.   "Чудо - дерево", или как мы привлекаем детей к чтению [Текст]: [о библиографических пособиях-игрушках] / Татьяна Васильевна Киселёва, Елена Валентиновна Савиновская// Мир библиографии. - 2009. - № 4. - С. 21 - 23.
  • Кузнецова, Н.В.   Система библиографических и методико-библиографических пособий муниципальной библиотеки [Текст]/ Наталья Васильевна Кузнецова  // Молодые в библиотечном деле. – 2003. - № 5-6. – С. 150-152.
  • Маслова, А.  Пособия и их систематизация [Текст]: [о системе краеведческих библиографических пособий] / Александра Маслова// Хроники краеведа. - 2008. - № 3. - С. 8-12.
  • Моргейнштерн, И. Г.  Беспризорный вид библиографии [Текст]: [о теоретических аспектах создания специальных библиографических пособий] // Библиография . – 2005. - № 4. – С. 43-48.
  • Поздняков, В. Классический образец отраслевого библиографического пособия [Текст]/ В. Позднякова // Библиография. – 1998. - № 6. – С. 116 -12О.
  • Решетникова, О.В. Управление производством библиографической продукции  [Текст]/ О.В. Решетникова,  А.В. Теплицкая // Библиография. - 2006. - № 4. - С. 3-10.
  • Роступова, Т. В.   Библиография с фантазией и выдумкой [Текст]: [об опыте создания интересных видов и форм библиографических пособий для детей]/ Татьяна Анатольевна Роступова // Мир библиографии. – 2005. - № 3. – С. 13-15.
  • Рыбакова, Л.М.   Библиографическая продукция вуза [Текст]: перспективы развития / Л. М. Рыбакова// Библиография. - 2007. - № 5. - С. 45-49.
  • Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы для детей        и юношества [Текст]: учеб. пособ. – М.: Либерия, 2004. – (Библиотекарь и время. Вып. 8.)
  • Рязанова, М.Г.   Пермские дайджесты: поиск тематики и формы [Текст]// Библиография. - 2003. - № 5.  – С. 35—39.
  • Справочник библиографа [Текст]. – СПб: Профессия, 2002.
  • Справочник библиотекаря [Текст]. – СПб: Профессия, 2002.
  • Теплицкая, А. В.  Библиографическая продукция национальных библиотек - членов БАЕ: сравнительный анализ [Текст]: [исследование проводилось с целью определения основных направлений библиографической деятельности библиотек] / А. В. Теплицкая, Л. В. Жукова// Библиография. - 2009. - №6. - С.19 - 33.
  • Томашёва, Е.Н. Библиографическая модель детского чтения [Текст]: новый формат: [о библиографических пособиях для детей] /Елена Николаевна Томашёва// Библиотечн. дело. - 2007. - № 13. - С. 14-19.
  • Чернецкая, О.В. Библиографические пособия по краеведению для работы с детьми [Текст]/ О.В. Чернецкая, А.И. Олейникова// Библиография. - 2007. - № 5. - С. 50-57.
  • Шапошников, А.Е. О библиографических пособиях в области тифлологии [Текст]/ Александр Евгеньевич Шапошников// Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 28-30.
  • Яковлева, Н.А. Мониторинг создания библиографической продукции [Текст]/ Н. А. Яковлева // Библиография. - 2007. - № 2. - С. 61-67.