Каждый ребенок имеет право….(Информационный бюллетень о правах детей-инвалидов и их семей)
Библиографические издания 2013г.
(o)

 

МУК «Централизованная библиотечная система»

 

Центральная городская библиотека им. М. Горького

 

отдел правовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый ребенок имеет право...:

 

О правах детей-инвалидов

и семей, имеющих детей-инвалидов

 

 

 

(Информационный бюллетень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Батайск

 

2010 г.

 

 

 

 

 

Каждый ребенок имеет право...: О правах детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (информационный бюллетень) / Центральная гор. б-ка им. М. Горького, сост. нач. ОПИ Т.И. Стрельцова. - Батайск, 2010. - 15 с.

 

 

 

 

 

Дорогие читатели, детство - это самый важный этап в жизни каждого человека. И от того, каким оно будет, зависит будущее гражданина, его отношение к своему государству.

 

В первой статье Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989 г.) говорится: «ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

 

Оберегая детство каждого гражданина, государство исходит из таких принципов как:

 

· приоритетность подготовки детей к полноценной жизни в обществе;

 

· развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

 

· воспитание в детях патриотизма, гражданственности, а также высоких нравственных качеств.

 

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (124-ФЗ, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, которые предусмотрены Конституцией РФ.

 

Целью Закона является создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

 

Особое внимание в документе уделено такой категории детей, как - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, Федеральный закон относит:

 

1) детей, оставшихся без попечения родителей;

 

2) детей-инвалидов;

 

3) детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

 

4) детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

 

5) детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

 

6) детей, оказавшихся в экстремальных условиях;

 

7) детей - жертв насилия;

 

8) детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

 

9) детей, проживающих в малоимущих семьях;

 

10) детей с отклонениями в поведении;

 

11) детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

 

В соответствии с законом органы государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации обладают следующими полномочиями:

 

1) устанавливают основы федеральной политики в интересах детей;

 

2) выбирают приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

 

3) формируют и реализуют федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, а также определяют ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

 

4) устанавливают порядок судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка;

 

5) исполняют международные обязательства Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

 

В области осуществления гарантий прав ребенка органы государственной власти субъектов РФ наделены следующими полномочиями:

 

1) реализация государственной политики в интересах детей;

 

2) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

 

В нормативном акте четко прописаны способы содействия государства в реализации и защите прав и законных интересов ребенка:

 

1) принятие соответствующих нормативных правовых актов;

 

2) проведение методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации;

 

3) поощрение исполнения ребенком обязанностей;

 

4) поддержка практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

 

При этом выбор конкретного способа содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, должностными лицами указанных органов зависит от объема дееспособности ребенка и, как следствие, от его возраста.

 

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:

 

1) профилактику заболевания;

 

2) медицинскую диагностику;

 

3) лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;

 

4) медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;

 

5) санаторно-курортное лечение детей.

 

Более полно права детей-инвалидов и государственные гарантии в сфере защиты и реализации прав детей-инвалидов, а так же право социального обслуживания, обеспечение жизнедеятельности детей-инвалидов прописаны в 4 главе Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 

В этом разделе нормативного документа государство гарантирует:

 

медицинскую помощь и обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов,

 

обеспечение беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры,

 

материальное обеспечение, социально-бытовое обслуживание, а также ежемесячные денежные выплаты,

 

воспитание и обучение детей-инвалидов, а также образование инвалидов

 

Необходимо отметить, что решение проблемы воспитания и образования детей-инвалидов, служит своеобразным индикатором доступности образования для населения в целом.

 

Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание должно уделяться высшим интересам ребенка, а дети-инвалиды должны иметь право свободно выражать свои взгляды и развивать свои способности наравне с другими детьми.

 

Детям-инвалидам должны предоставляться все возможности для полного развития человеческого потенциала, талантов и творчества, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме.

 

Наше государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

 

В российской системе образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии созданы следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

 

- специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

 

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

 

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

 

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

 

Дети-инвалиды и инвалиды I и II групп при успешной сдаче вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования (включая оценку "удовлетворительно") принимаются вне конкурса (п. 3 ст. 16 Закона РФ "Об образовании"). Более того, в соответствии с медицинским заключением абитуриенты-инвалиды имеют право на дополнительное время при подготовке к ответу на вступительных экзаменах, но не более полутора часов.

 

В последнее время много говорится об интегрированном (инклюзивном, включенном) образовании. Интегрированное образование представляет собой обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, где обучаются другие дети. Оно старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

 

Одним из основополагающих нормативных актов, посвященных основным гарантиям прав ребенка в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (124-ФЗ, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года). В этом нормативном акте четко прописаны основные гарантии прав ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав каждого ребенка.

 

На территории Российской Федерации действуют международные нормы в области обеспечения прав ребенка:

 

 

 

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29 декабря 1985 г.

 

2. Женевская декларация прав ребенка 1924 г.

 

3. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.

 

 

 

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации включает в себя:

 

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ (№ 138-ФЗ от 14 ноября 2002 г.) содержит нормы, касающиеся законных представителей ребенка, порядка усыновления (удочерения) ребенка и т.д.

 

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.) регулирует ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

 

6. Трудовой кодекс Российской Федерации (№ 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.) устанавливает особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет;

 

7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (№ 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г.) регламентирует особенности допроса, а так же участие законного представителя несовершеннолетнего.

 

8. Уголовный кодекс РФ (№ 63-ФЗ от 13 июня 1996 г.) формулирует ответственность за нарушение прав ребенка.

 

9. Семейный кодекс Российской Федерации определяет права несовершеннолетних детей и их родителей, гарантирует защиту ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.

 

10. Гражданский кодекс Российской Федерации – в этом нормативном акте определяется дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

 

11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

 

13. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации.

 

14. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

 

15. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

 

16. Российская Федерация. Законы. О государственной социальной помощи: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ [принят ГД ФС РФ 25.06.1999] (ред. от 25.12.2009) // СПС Консультант Плюс

 

17. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ [принят ГД ФС РФ 20.07.1995] (ред. от 24.07.2009) // СПС Консультант Плюс

 

18. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: [Электронный ресурс]: (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (ред. от 27.12.2009) // СПС Консультант Плюс.

 

19. Российская Федерация. Законы. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ принят ГД ФС РФ 17.05.1995] (ред. от 22.08.2004) // СПС Консультант Плюс

 

20. Генеральная Ассамблея ООН. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: [приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993] // СПС Консультант Плюс.

 

21. Российская Федерация. Правительство РФ. Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 (ред. от 31.12.2008) // СПС Консультант Плюс

 

22. Минобрнауки РФ, Минздравсоцразвития РФ. О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование: [Электронный ресурс] : Письмо Минобрнауки РФ № ВФ-577/06, Минздравсоцразвития РФ № 2608-ВС от 04.04.2007 // СПС Консультант Плюс

 

 

 

Более полно эту тему раскрывают следующие публикации:

 

 

 

1. Ершов, В.А., Толмачев, И.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: Учебное пособие // В.А. Ершов, И.А. Толмачев // СПС Консультант Плюс

 

2. Малинина, С.М.Реализация конституционных прав детей-инвалидов / С.М. Малинина // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 1.

 

3. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. - 2009. - № 6.

 

4. Правовое заключение на документы по использованию дополнительных выходных дней лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом // Трудовое право. - 2009. - № 4.

 

5. Предоставление двойного стандартного вычета на детей // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2009. - № 29.

 

6. Сиботина, И.В.Налоговые инструменты социально-правовой защиты инвалидов (льготы по НДС) / И.В. Сиботина // Право и экономика. – 2009. - № 4.

 

7. Симанович, Л.Н. Анализ изменений, внесенных в Законы "Об образовании" и "О социальной защите инвалидов в РФ" /Л.Н. Симанович // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 2.

 

8. Слобцов, И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) [Электронный ресурс] / И.А. Слобцов, О.В. Кузнецова // СПС Консультант Плюс. - 2009

 

9. Терехова, Ю.К. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (постатейный) [Электронный ресурс] / Ю.К. Терехова Ю.К.// СПС Консультант Плюс.

 

10. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Г.Б. Челнокова Г.Б // СПС Консультант Плюс – 2009.

 

11. Шишов, П.В.Компенсаторные институты защиты прав человека в системе местного самоуправления / П.В. Шишов // Административное и муниципальное право. – 2009. - № 6.

 

 

 

 

 

Защита прав ребенка

 

Онлайн ресурсы:

 

 

 

http://pravorebenka.narod.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации содействия защите прав ребенка «Право ребенка».

 

 

 

http://www.r-komitet.ru/smi/ch-right.htm - сайт некоммерческого партнерства «Родительский комитет»

 

 

 

http://schoolservice.narod.ru/ugolovn.htm - сайт о защите прав ребенка «Ребенок тоже человек»

 

 

 

http://www.pravoza.ru/kid.php - представительство Межрегионального общественного движения «За защиту прав и свобод граждан «Правозащита XXI век»»

 

 

 

Адреса помощи инвалидам

 

 

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)

 

127994, г. Москва, Рахмановский пер., д.3

 

Тел.: (095) 928-47-54, 927-25-61

 

Факс: (095) 928-50-58

 

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

www.mzsrrf.ru

 

 

 

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав)

 

109074, г.Москва, Славянская пл., д.4, стр. 1, 3, 4

 

Тел.: (095) 298-31-14

 

Факс: (095) 298-12-33

 

www.ros-zdrav.ru

 

 

 

государственная дума

 

 

 

- Комитет ГД по труду и социальной политике

 

- Комитет ГД по охране здоровья

 

- Комитет ГД по делам женщин, семьи и детей

 

 

 

Приемная Государственной Думы

 

Адрес: 103265, Москва, ул.Моховая, д.7

 

Тел.: (095) 202-47-89

 

Часы приема: с 9.00 до 17.00

 

 

 

Справки о телефонах в Государственной Думе: (095) 692-80-00

 

Адрес: 103265, г.Москва, ул.Охотный ряд, д.1.

 

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

www.duma.gov.ru

 

 

 

 

 

 

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

 

 

 

http://www.ddfund.ru - «Димас Дрим» - помощь детям сиротам и детям инвалидам, помощь семье, имеющей ребенка-инвалида. +7(495) 3400100,

 

 

 

http://www.fond-nadegda.narod.ru/ - Фонд помощи детям-инвалидам «Надежда».
350089, г. Краснодар, пр. Чекистов, д. 31; т. (861) 264-67-61, +7 (918) 46-36-122

 

 

 

http://fondblagodat.ru/ - «Благодать» - Фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам г. Тольятти.

 

 

 

http://www.o-deti.ru/ - Благотворительный фонд помощи инвалидам «ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ»

 

141700 Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевское ш., д.6, к.1, кв.55. Тел. 8(095) 576-57-96

 

 

 

http://dobroe-serdce.ru/nashi-podopechnie.html - Фонд помощи больным детям “ДОБРОЕ СЕРДЦЕ”

 

 

 

http://www.podari-zdorovie.ru/ - Благотворительный Фонд «Подари здоровье детям» предоставляет финансовую и материальную поддержку тяжело больным детям и их семьям.

 

 

 

http://dia-don.ru/ - «Южная Межрегиональная Диабетическая Ассоциация »

 

 

 

http://www.deti-feniksa.ru/news.php - «Дети Феникса» - Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и их семьям

 

 

 

http://www.bfnn.ru/ - Нижегородский благотворительный фонд.

 

Директор Благотворительного фонда: Михаил Кузнецов
Координатор проектов: Светлана Олеговна Раева

 

Телефон: (831) 414-39-28

 

 

 

http://norci.ru/help/vkontakte/blago.htm -Нижегородский областной Реабилитационный центр для инвалидов

 

тел (831) 4211428, г. Нижний Новгород, ул Невзоровых, 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ

 

 

 

http://www.taganrog.su/node/10281

 

 

 

Составитель:

 

нач. отдела правовой информации Т.И. Стрельцова

 

 

 

Ответственный за выпуск:

 

директор МУК «ЦБС» Е.В. Парасоцкая

 

 

 

 

 

Наши координаты:

 

346880,

 

Ростовская обл.,

 

г. Батайск, ул. Кирова, 32/1

 

Центральная городская библиотека им. М. Горького,

 

тел. 5-65-50

 

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript